Beyonce / Parkwood
Новый альбом Бейонсе (Beyoncé) Cowboy Carter, вышедший несколько дней назад, уже бьет рекорды по прослушиваниям на стриминговых платформах. Однако в сопроводительном пресс-релизе певица внезапно выступила против использования искусственного интеллекта в музыкальной индустрии.
Что известно
“Радость создания музыки заключается в том, что здесь нет правил”, — заявила певица.
Бейонсе добавила, что с ростом ИИ-технологий она почувствовала “более глубокую связь с чистотой” и решила вернуться к настоящим инструментам вместо цифровых фильтров и программирования.
Основная реакция против ИИ-искусства связана с тем, как работают музыкальные генераторы. Они могут создавать новые треки за считанные минуты и имитировать вокал артистов до пугающей степени убедительности. В некоторых случаях это происходит потому, что ИИ обучается на работах самих музыкантов, чьи рабочие места он в итоге может заменить.
Крупные ИИ-компании вроде OpenAI и Stability AI используют базы данных с произведениями искусства, защищенными авторским правом, без согласия авторов для обучения своих моделей. Из-за этого вице-президент Stability AI по аудио Эд Ньютон-Рекс (Ed Newton-Rex) даже уволился, не согласившись с тем, что обучение ИИ на защищенном авторским правом контенте является “честным использованием” (“fair use”).
В Cowboy Carter тема ИИ не затрагивается прямо. Однако Бейонсе поднимает вопросы присвоения работ темнокожих музыкантов белыми исполнителями, в частности историю возникновения жанра кантри. Название альбома также отсылает не только к фамилии певицы, но и к семье Картеров, которые создали кантри-музыку на основе творчества афроамериканских артистов.
Таким образом в Cowboy Carter можно проследить параллели между культурной апроприацией в прошлом и настоящем. Только теперь на музыку посягает искусственный интеллект.